Свищ в трубе. Как от него избавиться?
Что такое свищ в трубе? В сантехнике свищом называют отверстие небольшого диаметра, через которое поступает находящаяся под давлением жидкость. Если давление достаточно велико, жидкость распыляется, образуя туман и производя свист.
К счастью, в водопроводах и отопительных системах жилых домов высокие давления не используются. Так что совладать со свищом в трубе отопления или водопровода может любой желающий – при наличии выраженного стремления, подходящих материалов и инструментов, а также минимальных слесарных навыков.
Избавляемся от течи при помощи бандажа
Сантехнический бандаж представляет собой отрезок трубы, разрезанный по продольной оси и снабжённый проушинами для винтовой стяжки. Изготавливаются бандажи из прочного металла – литьевого чугуна или алюминия, стали. Для ремонта пластиковых труб могут быть использованы полимерные бандажи.
В сварных конструкциях иногда начинает протекать шов, проходящий вдоль всей трубы. В начальной стадии протечки отдельные отверстия почти неразличимы невооружённым глазом. Выручает в таком случае наложение одного или нескольких бандажей. Однако заменить бракованную сварную трубу следует как можно скорее.
Недостатками бандажа являются высокая стоимость и низкая эффективность при заделке свищей на неровной поверхности. Дырка, проржавевшая в непосредственной близости от неаккуратно выполненного сварного шва, может быть закрыта бандажом недостаточно плотно. Протечка в этом случае через какое-то время возобновится.
Установка хомута
Специальные сантехнические хомуты тоже несвободны от недостатков. Резиновая прокладка, входящая в комплект хомута, как правило, тонка. Чтобы гарантированно устранить свищ в трубе водопровода или отопления, снабдите хомут прокладкой из пористой резины. Можно использовать автомобильную или велосипедную камеру, обувную микропорку, изолирующий коврик.
Не всегда легко приобрести хомуты большого диаметра. Однако многие модели винтовых хомутов легко разбираются и соединяются в один хомут нужной длины. Сборный хомут держит затяжку практически так же надёжно, как и хомут одинарный.
Наивысшим качеством отличаются хомуты, используемые в авиации для крепления всевозможных патрубков к оголовкам металлических труб. Плотность охвата по периметру трубы у них равномерна, затяжка надёжна и зачастую осуществляется без использования инструмента. Подобные хомуты дороги, зато удобны в использовании и практически вечны. К сожалению, не каждая модель авиахомута размыкается для беспрепятственного размещения на водопроводной трубе.
Деревянный чопик
На протяжении всего времени эксплуатации водопроводов не теряет актуальности обычный деревянный чопик – заострённый колышек, забиваемый в свищ. Быстро разбухающая древесина плотно запечатывает отверстие. Работает чопик столько, сколько древесина остаётся неповреждённой.
Чопики для свищей в трубах с холодной водой могут изготавливаться из любой подходящей по размеру деревяшки. Острота свежевыточенного чопика должна быть максимальной. Однако диаметр колышка должен иметь солидный запас по отношению к размеру отверстия.
Дело в том, что края дырки в металле непрочны. Стенка трубы или батареи в месте возникновения свища обычно истоньшена, заржавлена и легко расслаивается, крошась. При забивании чопика отверстие разрастается, и потому зубочистку, теоретически пригодную для заделывания полумиллиметрового отверстия, лучше заменить на клинышек сантиметровой толщины.
Зато для отверстий, возникающих в результате электрохимической коррозии и отличающихся исчезающе малым диаметром, забочистка подойдёт как нельзя лучше.
Холодная сварка
Запечатывание свища в трубе сваркой – быстрый способ устранения протечки, но не всё так гладко. При разогреве металла до температуры плавления нарушается его структура, изменяются физические свойства и химическая устойчивость.
После двух-трёх лет эксплуатации рядом со сварным швом образуется новый свищ, и, возможно, не один. Заделать масштабное повреждение в непосредственной близости от сварного шва уже сложнее. Возможно, придётся поставить несколько хомутов с герметизирующими прокладками, а также использовать для герметизации трубы многослойный «пирог» из сырой резины, резины пористой, резины армированной и тому подобных материалов.
Холодная сварка
Холодная сварка – товарное наименование бинарных клеящих смесей, приготовляемых с использованием эпоксидных смол, пластификаторов и отвердителей. Различные марки так называемой «холодной сварки» предназначаются для использования в разных условиях. Точное исполнение требований инструкции – залог успешной заделки свищей в трубах, батареях, накопительных ёмкостях и нагревательных приборах.
Некоторые марки клеевых составов предназначены для нанесения на мокрые металлические поверхности. Практика использования холодной сварки для свищей в трубах показывает: зачистка от ржавчины, качественное обезжиривание, а по возможности и просушка металлической поверхности резко повышают эффективность срабатывания клеящей массы.
Гарантировать работоспособность клеевой заплаты, наложенной на водопроводную или отопительную трубу, может только соблюдение рекомендованных параметров. Качественно выполненная холодная сварка выдерживает давление в десятки атмосфер, то есть не допускает возобновления протечки даже после гидроудара.
Подводя итоги…
Рассмотрев несколько способов ремонта свищей в трубах холодного и горячего водоснабжения собственными силами, мы готовы рекомендовать:
- установку бандажей;
- установку хомутов, снабжённых мягкими резиновыми прокладками;
- забивку в отверстия деревянных пробок-чопиков;
- использование пластичных клеевых составов на эпоксидной основе.
Ремонт повреждений большой площади, а также заделка свищей в ёмкостях большого объёма производится иными методами – наложением двусторонных пластырей, навариванием заплат, врезкой новых труб, помещением в ёмкость водонепроницаемых вкладышей. Попытки использовать промышленные методы устранения протечек неисполнимы в домашних условиях!