Принцип работы крана маевского?

Комфортные условия проживания в квартире или доме напрямую зависят от правильной работы системы отопления. В зимне-осенний период время эта тема становится наиболее актуальной. Для правильного функционирования систем горячего водоснабжения или отопления применяются особенные узлы и конструкции. Среди крупного оборудования затесалась маленькая интересная вещица. Зовется краном Маевского. Давайте разберем, что это такое и для чего это нужно.

Что это такое?

Воздухоотводчик (кран Маевского), механический, применяется для сброса повышенного давления или спуска воздуха в системе подачи горячей воды и отопления. Может иметь несколько диаметров 1⁄2 или 3⁄4. В современных конструкциях отопления могут применяться автоматические краны сброса. Они имеют отличительные конструктивные особенности от механических вариантов.

В данной статье речь пойдёт о механических вариантах. Кран Маевского относится к механическим устройствам стравливания воздуха в системе. Название Маевского – это общепринятый вариант в народном исполнении. Правильно с технической точки зрения это устройство называется воздухоотводчик. Но при покупке в магазине название «кран Маевского» никого не удивит. Клиенту предложат выбор диаметра и фирму изготовитель.

Основные места использования следующие:

Многоквартирные дома. Высокоэтажные жилые комплексы. Отопительные системы жилых кварталов и административных зданий. Производственные помещения администрации (конторы, офисы).

Еще в 1931 году данное устройство придумал минский сантехник Роев. Но это была примитивная конструкция. Спустя два года инженер Маевский модернизировал или кардинально изменил конструкцию Роева. С тех пор кран получил последний вариант названия.

Устройство

Кран имеет металлический корпус с небольшим технологическим отверстием, пластиковою внутреннюю обойму. Внутри обоймы установлена конусная резьба с зажимным болтом. В пластмассовой обойме проделано отверстие спуска воды. Для удобства пользования обойма вращается на 360 градусов.

Назначение и принцип работы

Прежде чем описывать принцип работы необходимо сделать небольшое отступление, для чего был сконструирован кран Маевского. Жидкостная система отопления работает на основе законов циркуляции горячей воды в помещении по трубопроводам и батареям.

Последние используются для большей теплоотдачи от горячей воды в комнату. Когда на определённом отрезке системы возникает воздушная пробка, то кругооборот горячей воды в отдельных местах заметно уменьшается, что будет препятствовать нормальному обогреву помещения.

На ранних стадиях отопления квартир, при развоздушивании использовали обыкновенные вентильные краны. Они стояли в батареях, сверху или в верхней точке всей магистрали. Всё бы ничего, но предприимчивые владельцы многоквартирных домов решили, что с помощью вентильных кранов, можно не только спускать воздушные пробки, но производить забор горячей воды для хозяйственных нужд. Причём в неограниченных количествах.

Хорошо если это система горячего водоснабжения, а если отопление осуществляется с использованием котельных. Принцип работы котельных пунктов заключается в подаче горячей жидкости по кварталам (квартирам) в закольцованном режиме. К примеру, заправили в систему 10 тонн воды, эта десятка и должна циркулировать по принципу замкнутого цикла по радиаторам и трубам определённых абонентов. А если каждый будет отливать с системы воду, даже в малых количествах, то оборудование котельной может внезапно выйти из строя, это в худшем случае. Обычным вариантом считалась постоянная доливка жидкости в систему, что способствовало потерям времени на новый нагрев воды до определённой температуры и дополнительным финансовым затратам.

Для предотвращения «воровства» воды из радиаторов сантехнические службы ЖЕКов стали использовать кран Маевского. Функция устройства заключается на ручном спуске воздуха при помощи отвёртки.

Установка и пользование

Согласно физическим принципам процесса циркуляции воды в замкнутом пространстве, воздуховод (кран Маевского) устанавливается в верхних точках системы. Обычно это радиаторы (батареи), полотенцесушители или места непосредственно на стояках в квартирах, верхних этажей. Стравливать воздух необходимо с помощью отвёртки, откручивая винт в левую сторону. В процессе отворотов появится характерный звук шипения. Сначала можно подумать, что из-под винта хлынет струя горячей воды. Но это не так. При дальнейшем откручивании вода начнёт сочиться тонкой струйкой или будет капать.

Конструкция крана Маевского с внутренней стороны предусматривает технологическое отверстие небольшого диаметра для выхода воздуха. Поэтому шипение указывает на выход воздуха. А последующая течь жидкости указывает на то, что система освободилась от воздушного затора. Рекомендуется в процессе спуска воздуха дождаться, пока через отверстие крана не будет проходить водяная струя без шипящих звуков и характерных пузырьков воздуха.

В пластиковой обойме для выхода воздуха предусмотрено специальное отверстие. Для полного спуска воздушной пробки, рекомендуется сделать два, три оборота винта. Полностью винт выкручивать из конусной резьбы нельзя. При большом давлении его обратно будет очень сложно, а в отдельных ситуациях невозможно. Максимального эффекта можно достичь при открученном винте в несколько оборотов, а полное извлечение его из корпуса лучших результатов не даст.

Как стравить воздух при отсутствии крана Маевского?

Обычно система централизованного отопления работает без погрешностей. Но иногда могут возникнуть непредвиденные ситуации. В помещении становится прохладно, батареи издают неопределённые звуки (похожие на металлические удары из нутрии). Что вносит определённую долю дискомфорта в места проживания. Возникает естественный вопрос, что это за звуки и почему похолодало. Как правило, присутствие таких «симптомов» говорит об образовании пробки из воздуха на конкретном участке (квартире, другом помещении). Как быть, если отсутствует кран Маевского.

Завоздушенность батарей подразумевает спонтанное накопление воздуха, в батареях или полотенцесушителях. Обычно это случается в многоквартирных зданиях с большим количеством этажей. Обычно это квартиросъёмщики, последних этажей. Распространенными причинами считаются следующие варианты:

  • Проведение ремонтов на нижних этажах. В случае проведения ремонтов отопительной системы, определённое количество воздуха может попасть в рабочую магистраль.
  • Непредвиденная утечка жидкости в трубах или батареях, что потребует немедленной проверки, профилактики или восстановительных мероприятий.
    Конструкция и устройства тёплых полов (сложные схемы ответвлений в большом количестве). В частых случаях это является бичом многоквартирных зданий.
  • В воде с высокой температурой всегда содержится воздух. При частой замени жидкости в отопительном контуре котельной, постепенно собирается воздух, что повышает вероятность возникновения воздушной пробки.
  • Общий пуск отопительной магистрали в частых случаях вызывает завоздушенность в некоторых местах системы.

В частных домах эти варианты не работают. Так как система отопления имеет свои особенности и период замены теплоносителя.

Большинство квартирных радиаторов оборудуются, клапанами для стравливания: кран Маевского или автоматическое устройство. А если в квартире стоят старые батареи из чугуна, их конструкция не предусматривает использование клапана. Вместо него стоит металлическая заглушка, со старым уплотнителем и покрытая толстыми слоями краски от многочисленных окрасок.

Демонтировать ржавую заглушку практически невозможно. Единственным подходящим выходом можно назвать «поход» к соседям. У них наверняка должен стоять кран Маевского. А если соседей нет дома или место скопления последний этаж, что делать в этом случае? Остаётся последний вариант старый дедовский способ.

Главное сделать запас тряпок и приготовить глубокий таз. Далее потребуется разводной ключ (крокодил), и растворитель для краски. Сначала нанести растворитель на место установки заглушки и подождать 15 минут. После указанной выдержки по времени, плотно закрепить крокодил на гранях заглушки и методом проворачивания вверх, вниз по несколько миллиметров, постараться сорвать заглушку на резьбе. Это необходимо делать аккуратно, что бы ни отломать (сорвать) старые, ржавые резьбы заглушек и радиаторов. Для справки, заглушка откручивается против движения часовых стрелок.

Когда тело заглушки начнёт нормально откручиваться, появится звук шипение спускаемого воздуха. Нельзя заглушку откручивать до конца. В процессе стравливания из батареи может просочиться определённое количество воды, но это не страшно. После того, как шипение прекратилось, можно считать, что воздух отсутствует. Аккуратно закрепить на резьбе заглушки уплотнительный материал и произвести обратную затяжку. В конце стык, можно закрасить краской. Это единственный, актуальный вариант стравить воздух, если отсутствует кран Маевского.